Реформы М.М. Сперанского
Цели урока: познакомить учащихся с деятельностью М.М. Сперанского;
- развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем, умение оценивать других людей и их деятельность; - обогащать исторический словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся давать характеристику идей и деятельности реформаторов и консерваторов во время правления Александра I.
Оборудование: компьютерный класс
Ход урока
- Мотивационно-целевой этап.
В 1807 -1808 гг. работа по переустройству государственного аппарата сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, где она шла под руководством М.М. Сперанского.
- Работая над материалом на с.16 учебника, дайте характеристику данного исторического деятеля.
План
- Личность М.М. Сперанского.
- ' Проекты политической и финансовой реформ.
- Результаты реформ М.М. Сперанского.
- Опала М.М. Сперанского.
Изучение второго вопроса урока осуществляется на основе индивидуальной самостоятельной работы учащихся с электронным курсом.
Первому уровню предлагается изучить лишь реформы политического устройства Российского государства (лекция 2) и указ об экзаменах на чины (лекция 3 в сокращённом варианте); второму — помимо вышеуказанных сюжетов предназначен материал об указе о придворных званиях (лекция 3 в полном варианте); а на третьем уровне предполагается изучение и финансовой реформы (подпараграф 5 в учебнике);
Учитель заранее разбивает класс на три группы по уровню познавательных возможностей и обученности. Очевидно, что поскольку базовым уровнем для 8 класса является первый, то большинство учащихся будет осваивать именно его. Однако в классе всегда есть и сильные ученики, работающие в более высоком темпе, поэтому они смогут заниматься на более высоком уровне сложности.
Каждый ученик получает заранее распечатанную карточку с заданиями, которые он должен выполнить по ходу изучения мультимедийных лекций. Вместо бумажных карточек может быть использована и их электронная форма, аналогичная шаблонам, которые применяются в «Творческих заданиях». В этом случае и задание может выполняться учениками не на бумаге, а в электронном виде (с помощью редактора ЦУО, для вызова которого достаточно приостановить лекцию и щелкнуть по кнопке «Конспект»). В целом, на работу отводится 10-15 мин и затем 10 мин. на обсуждение её результатов.
Карточка 1. (для. 1-го уровня)
Изучите мультимедийные лекции № 2 «Введение, к уложению государственных законов» и №3 «Указы о придворных званиях и об экзаменах на чины. Ответьте на вопросы и выполните задания.
- Составите словарь терминов, использованных в лекции.
- Запишите основные положения программы, политических реформ М.М. Сперанского. Отметьте, какие из них были реализованы на практике.
- Определите цель указа об экзаменах на чины.
Карточка 2. (для 2-гб уровня)
Изучите мультимедийные лекции № 2 «Введение к уложению государственных законов» и № 3 «Указы о придворных званиях и об экзаменах на чины», ответьте на вопросы и выполните задания.
- Запишите основные положения программы политических реформ М.М. Сперанского. Отметьте, какие из них были реализованы на практике.
2. Определите цель указов о придворных званиях и об экзаменах на чины.
3. Что изменилось в системе придворных званий и чинов согласно указам? Как вы думаете, какой отклик должны были вызвать указы в обществе?
Карточка 3. (для 3-го уровня)
Изучите мультимедийную лекцию №2 «Введение к уложению государственных законов» и подпараграф № 5 в учебнике «Финансовая реформа», ответьте на . ‘ вопросы и выполните задания.
- Запишите основные положения программы политических реформ М.М. Сперанского. Отметьте, какие из них были реализованы на практике. Подумайте, какие идеи просветителей отразились в этой программе.
- На основании материла подпараграфа №5 и документа №6 «Из пермского письма М.М. Сперанского к императору Александру I (о финансовом плане)» запишите основные положения финансовой реформы.
- На основании этого же документа определите причины, вызвавшие недовольство финансовой реформой. Как вы считаете, кто мог быть недоволен реформой?
По окончании работы в классе происходит обсуждение. Часть вопросов была об- щей для всех учеников, однако другая их часть отличалась по уровням. Ценность обсуждения состоит в том, что учащиеся услышат ответы на все поставленные вопросы.
Если учитель попросит учащихся ответить на сформулированные выше вопросы письменно, то он сможет проверить ответы всех учеников и выставить им оценки. Также он может провести тестирование (в т. ч. по уровням) с автоматическим выставлением оценок всем ученикам класса.
- Сравните конечный вариант преобразования государственного управления с планами М.М. Сперанского .
- Можно ли считать, что государственные реформы привели к коренному преобразованию политической власти? Ответ обоснуйте.
Следовательно, проект М.М. Сперанского нельзя назвать конституционным. Но он мог стать таковым при благоприятном стечении обстоятельств. Интересно, что все предложенное реформатором было претворено в жизнь спустя столетие, в ноябре 1905 года. Государственная дума была в России создана только в 1906 году.
Домашнее задание: п. 3, повторить тему «Завоевание Наполеона», подготовить сообщения.