«Стремление  сначала понять  все до самого конца, а потом уже  работать – очень   частая   причина   неудач»

А.Б. Мигдал

    Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью. Образование сегодня становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. Школа пытается идти в ногу со временем. Но в отличие от других социальных институтов к ней предъявляются более высокие требования: школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Потому что "уровень образования - это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса, отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности, на их национальных перспективах". (В.В. Путин) В связи с этим  пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.   Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Эта же задача стоит в целевой программе развития образования на 2011 – 2015 гг.

    Сравнительное исследование выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведённое Мировым банком в 2006 году, показало, что студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты (9–10 баллов) по критериям «знание» и «понимание», и очень низкие баллы — по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1–2 балла). А студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты: они показали высокую степень развития навыков анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание». Такие факты обозначают проблемы не столько выпускников общеобразовательных школ, сколько всей структуры и содержания общего образования.

    Именно поэтому в настоящее время  происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Данный период можно назвать переходным от ГОСов к ФГОСам. В среднем  и старшем звене, на данный момент, по ФГОСам школа не работает, но  учитывая кардинальные изменения в новом Законе об образовании от 29 декабря 2012 года, учителя - предметники  пытаются строить свою работу в соответствии с изменяющимися требованиями, тем более что методическая тема школы «Формирование ключевых компетенций ученика на основе активных методов обучения»  Реализуя  элементы новых стандартов  в урочной и внеклассной деятельности, мы учитываем тот факт, что с 2015 года ожидается переход на ФГОСы в штатном режиме в основной школе, где уже должна происходить  самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач. В этих условиях главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

    В основу разработки новых стандартов положен системно - деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты были разработаны как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше. И впервые в истории отечественного образования нам не приходится отказываться от традиционных форм обучения. (Никто не будет отрицать: чтобы ребёнку развиваться самостоятельно, необходимо заложить прочную базу.).

    Термин «системно - деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.
Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. ( Новая философская энциклопедия, 2003)
      Система (от др.-греч. целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. (Википедия). Концепцию «учения через деятельность» предложил ещё в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

    У нас в стране понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

    Данный  подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. И вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

    Реализация технологии системно — деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных  способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих  факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

     Так, принцип целостности формируется на уроках истории, обществознания. Например, знание структуры общества (обществознание)  позволяет легко выполнять задания из курса истории для сравнения социальной структуры общества разных исторических периодов.

    Данная  дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом  разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

    При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как  компетентностный, личностно - ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностным подходом.

    При описании своей педагогической концепции, я старалась оценить свою педагогическую деятельность, как нечто целое, неразрывное, но вместе с тем учесть следующие направления:

  • Обучение
  • Внеурочная деятельность
  • Работа с родителями

    В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора прозвучало следующее: «Образование: скрытое сокровище», было сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)
Учиться знать,подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою
семью и свое сообщество.
Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

   По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые
человеку, чтобы выжить в современном мире.
Перед нами ставятся задачи:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).

    Путь  решения данных задач, а также механизм реализации системно – деятельностного подхода - использование следующих педагогических технологий:

  1. Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
  2.  Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  3. Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  4.  Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения 

     Все эти технологии в той или иной степени используются мною на уроках истории и обществознания.  Наиболее часто на уроках истории мною применяется инновационный учебно-методический  комплекс «История России. XXвек» Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А.Косулиной Л.Г. и «История России. XIX век» » Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Оба комплекта являются комплексными мультимедийными учебными изданиями, позволяющими организовать эффективное изучение целого курса истории. Учебники полностью соответствуют существующим вариантам стандарта школьного исторического образования и программ по истории России XIX – XX веков. Они одобрены Федеральным экспертным советом при Министерстве образования России. Издания включены в федеральный перечень учебников.

    ИУМК построен так, чтобы обеспечить изучение предмета в объёме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом для основной школы, а кроме этого его можно использовать дифференцированно, в т.ч. и в 10-11 классах на базовом и профильном уровнях.Комплекс соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся, то есть в нём учитывается «зона ближайшего развития». Кроме этого, учебник построен так, что возможно выстраивать и индивидуальную траекторию обучения. Учёт результатов может вестись как в традиционной контрольно-оценочной форме, так и в виде портфолио, где учитываются результаты в учебной, творческой, коммуникативной, социальной и других видах деятельности.В процессе анализа опыта нескольких лет практической работы с электронными учебниками на уроках можно выделить следующие формы организации работы, направленные на формирование универсальных учебных действий. Каждый вариант определяется содержанием учебного материала.

  1. Урок с использованием электронного курса в качестве библиотеки наглядных пособий.
  2. Традиционный урок, сочетающий рассказ учителя с групповой  работой учащихся.
  3. Лабораторно - практические занятия  с использованием  исторического материала.
  4. Использование материалов  ИУМК для выполнения творческих работ.
  5. Проведение различных вариантов контроля.
  6. Организация коррекционной работы и дополнительных занятий.
  7. Подготовка учащимися презентаций,  проектов.

    Роль учителя в формировании УУД при этом проявляется в оказании поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение цели. Таким образом, данные учебники помогают развивать у учащихся  познавательные УУД, которые включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также умения в постановке и решении проблемы; коммуникативные УУД, регулятивные УУД, личностные УУД.

    В рамках данной технологии возможно использование  сайтов музеев для проведения виртуальных экскурсий: по музею в Костёнках, Воронежскому областному краеведческому музею.

    Следующая технология, которая используется мною в старших классах -  технология, основанная на реализации проектной деятельности. Чаще всего она применяется на уроках обществознания. Учащемуся   создание тех или иных проектов  даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.  Наиболее популярными среди учащихся являются исследовательские проекты, касающиеся их здоровья, социокультурной среды.  Они с увлечением проводят опросы старшеклассников, анализируют их  результаты, приходят, порой, к неожиданным выводам. Так, в текущем году учащиеся изучали  сформированность навыков правильного питания, зависимость занятий спортом и успешности в обучении, зависимость скорости реакции и курения и т.п.  Кроме этого, данная технология используется  при проведении уроков обобщения, где каждый обучающийся может представить свое видение той или иной темы в виде презентации.  А начинать такую работу возможно уже в 6 классе, где в качестве первой такой работы дети иллюстрируют функции современной семьи на примере собственной.  В результате использования данной технологии формируются ключевые компетенции учащихся.

    В рамках технологии уровневой дифференциации обучения задания делятся на три уровня: базовый, повышенный, высокий. На первом уровне даётся подробный алгоритм выполнения задания, аналогичная задача, рисунок, на втором – частичный, сам уровень повышенный, задания третьего уровня ориентированы на полную самостоятельность. Таким образом, учащие самостоятельно выбирают уровень сложности, соответствующий индивидуальному темпу овладения материалом. Так, в при изучении истории России в 9 классе мною используется методическое пособие А.А,Данилова Контрольные и проверочные работы по истории России XXвека, где все три уровня заданий уже разработаны. На уроках обществознания возможно использование КИМов в качестве дифференцированных заданий.  

   Для реализации 4 технологии, например, на уроках истории очень удобно использовать ИУМК, о котором речь шла выше.

   Уроки истории и обществознания, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают также формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью.

   Технология, основанная на создании учебной ситуации применяется чаще всего на уроках краеведения: это описание по плану природных объектов, демонстрация  на моделях связи наклона земной оси и неравномерности получения тепла различными областями Земли со сменой времен года, связи между вращением Солнца и сменой дня и ночи, создание туристических маршрутов на территории Воронежского края.

Внеурочная деятельность

 

    На современном этапе системно - деятельностный подход востребован и в воспитательном процессе.   Воспитание – неотъемлемая часть обучающего процесса. Помимо этого, работа учителя на уроке и по предмету вне урока неразрывно  связана с работой классного руководителя. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно - деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.  Мною внеклассная работа ведется по модулям: физическое развитие, питание, гигиена, познавательные способности.

    Чтобы деятельностный подход имел результат, всё это должно быть в системе, а значит, предполагает у классного руководителя некой воспитательной программы, в которую будут включены все виды деятельности ФГОС. Наличие такой программы у педагогов даёт возможность достичь тех уровней воспитательных результатов, которые предполагает ФГОС.

    В программе воспитания педагог должен разработать такой план работы на учебный год, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким способностям он склонен.

    Для реализации данного плана в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая деятельность;
  2. Познавательная деятельность;
  3. Проблемно-ценностное общение;
  4. Досугово-развлекательная деятельность;
  5. Художественное творчество;
  6. Социальное творчество;
  7. Трудовая деятельность;
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. Туристско-краеведческая деятельность.

   Все виды внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

    Для развития познавательных способностей учащихся, мною используется система занятий,направленная на формирование УУД на основе предметно-ориентированного тренинга.

    Предметно-ориентированный тренинг – это система развивающих занятий по формированию приёмов мыслительной деятельности, построенных на понятийном аппарате учебных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. Содержание занятий способствует формированию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских действий, развитию аналитико-синтетических способностей. В этом году блок носит название «Учимся мыслить творчески».

    Не оставлена в стороне задача воспитания культуры здорового образа жизни. И это не просто обозначение актуальности и значимости здоровья для человека, а это работа с использованием различных методов: проектная деятельность (исследовательская и творческая), игры, мини-лекции. Стоит отметить, что эта работа ведется по модулям: физическая активность, питание, режим дня, гигиена. Так, для развития интереса к различным видам спорта был проведен Спортивный квест, а в рамках модуля «Питание» - творческий проект «Классный завтрак». Не остаются в стороне и посещения музея, выставок, учреждений дополнительного образования, драматического театра, участие в подготовке общешкольных мероприятий, где учащиеся по интересам и способностям выбирают роль в том или ином мероприятии.

    Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника.

 

Работа с родителями

    Работа с родителями в рамках системно - деятельностного подхода разработана профессором Петерсон. Но основное внимание в этой системе уделяется, прежде всего ознакомлению с требованиями ФГОСов. Наша же задача вовлечь и родителей в данную систему работы.

    Основная форма работы с родителями (так уж сложилось) – родительское собрание. Традиционно оно состоит из двух частей лекции и информирования о жизни школы, класса, участии классного коллектива в общешкольных делах.Но это не должны быть просто лекции. Это должно быть прежде всего психолого-педагогическое просвещение в совместной деятельности. А это возможно только через систему тренингов, в которых опытным путем (через деятельность) родители приходят к тем постулатам, которые ранее им предоставлялись в готовом виде. Но ценность данного вида работы прежде всего в том, что «пропуская через себя» целенаправленно подобранные упражнения,родители понимают допущенные в воспитании ошибки, вырабатывают новые стратегии воспитания, да и просто меняется отношение к собственному ребенку.

    Но начинается данный вид работы заранее. Всем родителям рассылаются приглашения на родительское собрание. Это не простая запись в дневнике с подписью классного руководителя, а обращение к родителям, в котором объясняются причины проведения собрания по той или иной теме.

    Отношение к данной форме приглашения неоднозначное. Как правило, на первоначальном этапе родители перезванивали, говорили, что это слишком официально.

    Следующим этапом в данном виде работы становится совместная деятельность.Здесь все зависит от уровня интеллекта родителя, его внутренних установок.

    Итогом работы с родителями должны стать партнерские отношения. Для чего нужны именно партнерские отношения? Согласно ФЗ № 273 у школы и родителей общие задачи, нацеленные на достижение определённых результатов. Согласованность позиций необходима для решения поставленных задач, что порождает обоюдостороннюю ответственность.Это цель моей работы с родителями на данный момент. Подобного рода «деятельностные» мероприятия очень понравились родителям, да и меня вдохновили на дальнейшие поиски в этом направлении. Обусловлено это прежде всего тем, что результат труда педагога – это прежде всего горящие детские глаза, искренняя благодарность родителей. Стоит отметить, что посещаемость собраний родителями стала увеличиваться.

    И в заключение стоит сказать о том, что данная картина была бы не полной, если бы мы не упомянули работу учителя над собой. И здесь системно – деятельностный подход можно поставить во главу угла в процессе самообразования, самосовершенствования. учителя.  А для этого необходимо сформировать определённые качества. Учитель должен быть готов к непрерывному образованию, смене ориентиров, постоянному самосовершенствованию… Однако этому мешают как объективные, так и субъективные причины. Педагогический консерватизм, сложившийся и отработанный опыт преподавания предметов, сложившаяся система организации учебного процесса, отсутствие достаточного количества научных консультантов, неготовность к непрерывному образованию – вот неполный список помех на пути к успешной реализации ФГОС….